В период, последовавший за Пелопоннесскими войнами, ослабленные соперничеством Афины и Спарта перешли под контроль македонского царя Филиппа II. Благодаря сыну и наследнику Филиппа Александр) Македонскому, эллинистическая культура, зародившаяся в этих городах-государствах, распространилась до самых дальних границ его огромной империи. Александр был одержим идеей распространения эллинизма всюду, куда доскачет его конь Буцефал. Благодаря воинским подвигам Александра и его громкой славе Афины и Спарта приняли его власть как власть сильного единоличного правителя и смирились с потерей самостоятельности. Греки теперь ощущали себя жителями огромной империи, где большое внимание уделяется следованию лучшим образца культуры - именно в этом заключался смысл эллинизма. В искусстве, театре, скульптуре и философии того периода прослеживалось новое восприятие греческой самобытности и национального единства.
Эллинизм продолжал процветать даже во время римского правления. В период стабильности Римской империи, известный как Pax Roma (Римский мир), Греция была провинцией под названием Ахея и на протяжении 300 лет жила безмятежной жизнью. Римляне всегда с почтением относились к греческому искусству, литературе и философии и римские и аристократы даже отправляли своих детей в школы Греции. Римляне многое заимствовали из эллинистической культуры, в том числе одежду и богов, культ которых они распространили по всей своей империи.
Римляне также были первыми, кто стал называть эллинов греками — это слово произошло от грэкос — названия доисторического племени.